пятница, 11 января 2013 г.

Шапка-ушанка - снятие мерок и выкройка

Итак, начнем.
Даже если это первое построение, то советую набраться терпения и не боятся.
Вам понадобится:
- сантиметровая лента,
- простой карандаш;
- линейка, длиной больше 30см ( хотя я использую сантиметровую ленту);
- лист бумаги ( для взрослой шапки формата А2, для детской хватит и А3. Я использую "миллиметровку")


Снимаем мерки
Я не буду приводить здесь фото малыша из мастер-класса. поэтому как правильно прикладывать сантиметровую ленту  рекомендую посмотреть здесь
Снимаем следующие мерки:
1. ОГ - обхват головы. ( лента сзади должна проходить не по самой выступающей части, а по затылку у основания черепа. Спереди по лбу над  бровями). Эта мерка нужна, чтобы шапка хорошо прилегала;
2. ВГ1 - высота головы 1 ( меряется от основания шеи  до начала бровей через макушку); 
3. ВГ2 - высота голова 2 ( меряется вокруг головы через макушку, уши и под  подбородком);
4. РВ - расстояние между висками ( меряется над линией бровей);
5. РУ - расстояние между ушами ( меряется между ушами через лоб над бровями)
Итого я имею (мерки старшего сына):
ОГ = 55 см
ВГ1 = 40 см
ВГ2 = 61 см
РВ = 18 см
РУ = 30 см

Переходим к построению
Помню когда строила первый раз, то меня пугало обилие линий и букв.
Но главное начать! Нам нужно построить вот так (фото с Осинки):

Ставим точку А1.

 1. От неё откладываем вправо отрезок А1А2
А1А2 - полуобхват головы (если шапка из флиса, то прибавка нулевая. Если из нерастяжимых тканей (плащевка) то прибавка 1 см и ещё 1см если шапка с утеплителем.
У меня получается:
А1А2=ОГ/2 + (1см(прибавка на свободу облегания и материал у меня нерастяжимый)+1см ( я шью с утеплителем) ) = 55/2 + 2  = 29,5 см

2. От точки А1 вниз откладываем отрезок А1Н1
А1Н1  равен половине мерки ВГ2 (высота головы 2) (если шапка с утеплителем, то ещё плюс 1 см)
А1Н1= ВГ2/2+1 см=61/2+1= 31,5 см

3. От точки Н1 вправо откладываем отрезок Н1Н3. равный А1А2.
А от точки  А2 вниз откладываем отрезок А2Н3, равный А1Н1
В итоге имеем прямоугольник А1А2Н3Н1

4. От точки А2 вниз откладываем отрезок А2Л1
А2Л1 = (ВГ1-3)/2 = (40-3)/2 = 18,5 см
Ставим точку Л1 и от неё влево проводим перпендикуляр к линии А1Н1

5. От точки Л1 вниз откладываем отрезок Л1Ш2 равный 3см
   Из точки Ш2 также проводим перпендикуляр к линии А1Н1 (получаем отрезок Ш1Ш2)

6. От точки Н3 ( на фото точка Н3 закрыта значком копирайта Осинки) влево откладываем отрезок  Н2Н3 - половина мерки расстояния между ушами.
Н2Н3 = РУ/2,  если шапка с утеплителем , то Н2Н3 = (РУ/2)+0.5
У меня получается Н2Н3 = 30/2+0,5 = 15,5 см
Из точки Н2 вверх проводим перпендикуляр о линии из точки Л1

7. От точки Л1 влево откладываем отрезок Л1Л2 - половина мерки расстояния между висками
Л1Л2 = РВ/2, если шапка с утеплителем , то Л1Л2 = (РВ/2)+0.5
У меня получается Л1Л2 = 18/2+0,5 = 9,5 см
Из точки Л2 вниз проводим перпендикуляр до линии Н1Н3

8. Измеряем расстояние между линией Л2Ш3 и линией из точки Н2.
Затем от точки Н2 влево откладываем такое же расстояние.
На картинке нет обозначений, но нам нужно построить третий перпендикуляр к линии Н1Н3  и получить точку Ш4.
Мы отложили от точки Н2 влево отрезок, равный длине отрезка между линией Л2Ш3 и линией из точки Н2.
Это непонятно звучит, но думаю  при построении будет понятно. Если что спрашивайте.
В любом случае в итоге Ш4Н2=Н2Ш3

9. Из угла Л1Л2Ш3 строим биссектрису и на ней откладываем отрезок Л2Л3, равный 2,5...3 см

10. Из угла Ш1Ш4Ш5 строим биссектрису и на ней откладываем отрезок Ш4Ш6, равный 1..1,3см

11. На линии А1Н1 находим точку К1.  Для этого отрезок  А1Н1 делим пополам.
А1К1 = А1Н1/2
У меня А1К1 = 31,5 / 2 = 15,75 см. округляю до 15,8 см
Из точки К1 проводим перпендикуляр к линии А2Н3.  На пересечении с линией А2Н3 ставим точку К2

12. На линии К1К2 находим точку К3.
К1К3 = К1К2/2
У меня  К1К3 = 29,5/2 =  14,75 см, округляю до 14,8 см
Из точки К3 вверх провожу перпендикуляр до линии А1А2,  ставим точку А3

13. Находим А1А4=А3А5 = А1А3/2
У меня А1А4=А3А5 = 14,8/2 = 7.4 см

14. Соединяем точки К1 и А4, А4 и К3, К3 и А5, А5 и К2
Находим середину полученных отрезков. Из середины строим перпендикуляр. На полученных перпендикулярах вверх откладываем вверх отрезки , равные 1...1,3 см

Собственно и все. Получаем "базовую сетку".

Через точки Ш1-К1-К4-А4-К5-К3-К6-А5-К7-К2-Л1-Л3-Ш3-Н2-Ш5-Ш6 чертим плавный контур. Получаем:


Теперь можно кроить детали со сгибом спереди верха, подклада и утеплителя. пробник я сделала именно так. Мне не очень понравилось, как соединяются клинья. По сути спереди получается шов (соединение клиньев). Мне так не нравится. Поэтому полученную 1 деталь я делю на 2: деталь клина и деталь низа  шапочки.Разрезаю по линии К1К2.
Одной деталью можно сделать подклад ( чтобы было меньше швов). Верх же мне больше нравится другой.
Вечером сделаю пробник и покажу первую примерку.

11 комментариев:

  1. Оля, спасибо за подробное построение, а то методом тыка увеличивала выкройки с осинки всегда. Теперь буду делать по науке -)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На мужа построенная шапка села отлично :) А "метод тыка" я не очень люблю. Всегда гадаешь, что в итоге получится :))

      Удалить
  2. Здравствуй, Олюнь )
    Я дострою вечером еще для доци, и может успею завтра тоже сделать пробники )
    Кстати, по Отто на моих детях не очень красиво лежит верхняя часть шапки (видно форма головы нестандартная:) ) Думаю, что по индивидуальным меркам должно быть лучше (по крайней мере ожидаю этого )
    Буду ждать пока твоих пробников и разбора полетов )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И на моих тоже из Отто не особо. Буду ждать твоих пробников и твоего мнения :) И, кстати, письмо с ответами я до сих пор жду :))

      Удалить
    2. Олюнь, письмо-письмом, а кофе.... мммммм.... это настолько изысканный аромат... а вкус... можешь в том магазине смело говорить, что во Львове, мол, заценили )

      Удалить
  3. Оля, спасибо за методику построения. У нас наверное у всех дети не "оттобревские" :0, на моего тоже их выкройки плохо садились, всегда корректировала выкройку. Зато теперь буду уже знать что наверняка ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга, спасибо, забираю в полезности)))

    ОтветитьУдалить
  5. Обязательно воспользуюсь этой методикой построения. Ни разу не получалось "садить" шапки на голову с первого раза, не важно откуда была выкройка, из Оттобре или из Бурды, или сама делала...
    Спасибо за твой очередной кропотливый труд!

    ОтветитьУдалить
  6. Оленька, я не участвую из-за катострофической нехватки времени, но я буду наблюдать небольшими вылазками "из-за кустов", потому как сшить шапку очень хочется, но пока не можется)))Спасибо за толковые разъяснения!!! Будет время-обязательно попробую сшить.

    ОтветитьУдалить
  7. Оленька , вот решила шить в этом году шапочку твою .А ты в этом году не будешь шить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока не мерила зимние шапки мальчишкам. Может после сессии уже..

      Удалить